Нет, наверное, более привычного для всех и бодрящего напитка, чем чай. Ведь кофе пьют далеко не все, а вот чаепитие — устоявшаяся традиция почти в каждом доме. И, конечно, многим известно, что чай пришёл к нам из Китая. И возили его по знаменитому чайному пути.
При дворе русских царей
Впервые чай попал в Европу в правление русского царя Михаила Фёдоровича Романова. Боярский сын, русский посол Василий Старков в 1638 году отправился из Томска в ставку монгольского Алтын-хана для получения дани. Тогда ему предложили как лекарственное средство неизвестное «китайское зелье». Томскому воеводе Ивану Ромодановскому диковинка понравилась, и он отправил чайный лист в Сибирский приказ. В 1640 году чай попал в Москву и получил широкое распространение; правда, вначале пили только зелёный чай. В царствование Алексея Михайловича русский посол в Китае вновь привёз чай в Москву. Первым его попробовал придворный врач и долго не решался дать государю траву, которой не было в травниках того времени. В 1665 году лекарь поил чаем занемогшего царя, тот быстро оправился от хвори, и напиток стал популярен.
Долгая дорога
Первые торговые караваны с чаем прошли через российское Забайкалье в 1670-е годы. Тогда же было начато строительство оборонительного укрепления под названием «Удинский острог». Эти места обживались издавна: примерно семь тысяч лет назад здесь находилось поселение древнего человека, а бурятами они почитались как священные; через них же проходила «ханская дорога звонкая» в Монголию и Китай. Регулярная караванная дорога начала активно функционировать с 1680 года. По мере использования Великого чайного пути рос и Удинский острог, в 1678 году здесь были возведены крепостные стены. Впрочем, это не оградило острог от нападения со стороны монгольских войск, помощь его защитникам оказали бурятские племена хори, обратившие захватчиков в бегство. Вскоре Удинскую крепость укрепили по приказу царского посланника, генерал-фельдмаршала, друга Петра I Фёдора Головина, прибывшего в Забайкалье для заключения Нерчинского пограничного договора с Китаем. Сибирский город Нерчинск со временем превратился в главный центр торговли с Китаем. Но после заключения с этой страной очередного договора была установлена и новая граница, появился город Троицкосавск, позже переименованный в Кяхту. Государственная монополия на торговлю с Китаем существовала более 60 лет, но не давала большой прибыли. Поворотным пунктом в российско-китайских торговых взаимоотношениях считается 1762 год, когда сделки в Троицкосавске стали свободными для купцов. В основном торговали чаем, и через Россию он шёл в Западную Европу и страны Ближнего Востока. Чайный путь был достаточно разветвленным, и география его охватывала обширные пространства. Он включал множество сухопутных дорог, волоков, водных путей, от него отходили дороги в разные российские губернии. На пути работало более 120 торговых ярмарок, в Пекине действовала русская купеческая фактория. В районе Байкала торговля связывала Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Троицкосавск, Ургу, Калган… Общая протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Начинался он в Калгане, куда с фабрик Южного Китая свозили чай для дальнейшей отправки в Россию. Перед городскими воротами, устроенными в Великой Китайской стене, располагалось предместье, где размещались торговые представительства крупнейших русских чайных фирм. Здесь и формировались караваны. Чайный груз упаковывался достаточно тщательно — предстояла тяжёлая дорога. Сначала его обёртывали бумагой, затем раскладывали по бамбуковым ящикам и, наконец, заворачивали в бычьи шкуры. Считалось, что чай, доставленный сухопутным способом, гораздо вкуснее и ароматнее привезённого морем, даже с учётом того, что путь по суше составлял около двух лет. От Калгана караваны с чаем шли через Гоби к Урге, оттуда — в Троицкосавск. Посуху чай везли на верблюдах, лошадях, мулах, быках. При этом весь чайный путь разбивался на два этапа: Китай — Сибирь и Сибирь — Европейская Россия. В России чайный путь заканчивался, не доходя до Москвы, — в Тобольске, Перми и Нижнем Новгороде, где товар распродавался на базарах. По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, часто — по рекам. По Монголии — на вьючных животных. Вместе с чайным листом сообразительные торговцы Поднебесной упаковывали шёлковые ткани. Русские купцы были не менее находчивыми: чтобы караван не возвращался пустым, его на обратном пути загружали сибирскими мехами.
Туристический маршрут
В истории развития цивилизации эта дорога наряду с нефритовым, шёлковым, солевым, коричным, оловянным, винным и, конечно, невольничьим путями сыграла значительную роль. Торговля способствовала успешному освоению территорий и налаживанию контактов между разными народами. По объёму торгового оборота чайный путь был сравним со знаменитым Великим шёлковым путём. Более двух столетий огромные средства государственной казны и крупные частные капиталы вкладывались в строительство дорог и городов, церквей и культурных центров. После строительства Суэцкого канала товарооборот по чайному пути снизился, но дороги не оказались заброшенными. На смену пешим караванным путям пришёл автомобильный и железнодорожный транспорт. Трансконтинентальные маршруты связали Европу с Азией. Ныне чайный путь превратился в туристический мегапроект, куда вовлечены десятки городов и несколько государств. Начинается маршрут с китайской провинции Шаньси, далее путь лежит через Монголию в Россию, по пути былых чайных караванов. Так туристы могут совместить приятное с полезным: и мир посмотреть, и узнать забытые исторические факты, связанные с одним из самых популярных в мире напитков.